Как подобрать автокресло? 12 самых часто задаваемых вопросов по автокреслам


Дорогие покупатели!

В этой статье мы разбираем 12 самых часто задаваемых вопросов про автокресла.

Эта информация даст самые исчерпывающие ответы.


1.Какие изменения были внесены в закон и о чем он говорил прежде?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 767 от 14 декабря 2005г.

"О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"

Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891).
  2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Изменения,
которые вносятся в постановление Совета Министров — Правительства
Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения"
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 767)

  1. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:
    1. в пункте 22.8:
      в абзаце третьем слова ", не считая детей до 12-летнего возраста.
      При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем" исключить;
      абзац четвертый исключить;
    2. раздел 22 дополнить пунктом 22.9 следующего содержания:
      "22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
      Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла."

Прежние правила, в п.22.8, регламентировали перевозку детей в автотранспортных средствах следующим образом:

"22.8. Запрещается перевозить людей: вне кабины автомобиля... Запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства".

Т.е. на заднем сидении автомобиля ребенка можно было возить без удерживающего устройства.

2. Когда было создано первое кресло, предназначенное для перевозки детей в автомобиле?

Идея и реализация детского автокресла принадлежит шведу Бертилю Альдману.Он изобрел его в 60-х годах прошлого столетия. Изначально данное приспособление можно было установить на переднем сидении авто (спинка направлена по ходу движения). Такой способ расположения был позаимствован конструктором у сотрудников NASA, которые, в свою очередь, точно также размещали сидения космонавтов в космических кораблях «Джемини», поскольку за счет этого огромные нагрузки на организм, возникающие при запуске ракеты, переносились ими гораздо легче.

3. Каким критериям должно соответствовать детское автокресло?

В европейских странах все, что касается детских автокресел, регламентируется двумя группами законов. Одной из них устанавливаются правила эксплуатации автомобильного кресла, а именно: возраст и вес пассажира, место установки в машине, взыскание за неиспользование данного приспособления и прочее.

Второй группой определяются критерии, которым должно соответствовать конструкционное исполнение кресел для детей. Все они изложены в сертификате европейского образца ЕСЕ R 44 Universal. В нем регламентированы предписания относительно устройств, которые используются с целью обезопасить детей, находящихся в движущемся автотранспорте. При необходимости правила изменяются и уточняются, а эти правки в дальнейшем сгруппировываются в серии.

В Европе относительно недавно действительными считались поправки серии 03, датированные 1995 годом, и серии 04, введенные в 2005 году. Последние связаны с проведением вспомогательных испытаний кресел, а также контролем качества их производства в целом. Однако с 2009 года сертификат ЕСЕ R44/04 (Европейский Стандарт Безопасности) считается единственно верным. Согласно ему выполняются:

  • тесты;
  • маркирование;
  • разработка инструкций, определяющих правила эксплуатации.

4. Как классифицируются автомобильные кресла для детей?

Все автокресла делят на категории, различающиеся между собой в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Несмотря на это, все они должны удовлетворять требованиям ЕСЕ R44/04 Universal. Автокресла классифицируют следующим образом:

Группа

Вес, кг

Возраст, лет (приблизительный)

Продолжительность поездки (рекомендуемая)

0

0-10

0-1

продолжительная

0+

0-13

0-1,5

короткая (не превышает 90 мин)

1

9-18

1-4

продолжительная

2

15-25

3-7

продолжительная

3

22-36

6-10

продолжительная

Группа «0» включает автолюльки, идеально подходящие для транспортировки младенцев, не научившихся сидеть. Автолюлька представляет собой съемный элемент коляски, в котором ребенок находится в лежачем положении. Она фиксируется на заднем сидении авто посредством 3-х точечных ремней. Что касается малыша, то для его удержания используется ремень, чья ширина и мягкость подбирается так, чтобы не навредить организму. Кроме него, следует отметить специальную защиту, оберегающую голову.

Группа «0+» – кресла-переноски, устанавливаемые в противоположном направлении от движения. Эта ориентация помогает детям справиться с внезапными нагрузками, возникающими в результате аварии. В качестве места монтажа может быть задействовано и заднее, и переднее сидение. «Бэби-коконы» отличаются своей универсальностью, поскольку они эксплуатируются, помимо всего прочего, в качестве средства транспортировки и качалки. Многие из них запросто монтируются на шасси детских колясок.

Группа «0+/1» – кресла с конструкцией в виде «мыльницы» из пластика, устанавливаемой на каркасе. Их главной особенностью считается возможность выбирать положение наклона спинки (лежа, сидя). Приспособления «0+» располагаются спинкой по направлению к движению, а устройства «1» – спинкой в обратном движению направлении, причем, исключительно на заднем сидении авто.

Группа «2/3» включает автокресла для пассажиров не старше 6-ти лет. Они крепятся на сидении, расположенном позади водителя, по направлению движения. Такие кресла предполагают смену внутренних ремней автомобильными по мере взросления малыша. При этом от спинки устройства можно впоследствии отказаться, оставив лишь сидение.

Группа «3» – категория, разработанная для детей возрастом до 10 лет. Сюда относятся сидения-подкладки, выполняющие роль средства безопасности. В них фиксация ребенка осуществляется посредством стандартных ремней.

Универсальные или трансформирующиеся автокресла, выпускаемые некоторыми компаниями, подходят одновременно для нескольких категорий, например, для «1», «2», «3».

5. Как маркируются детские автокресла?

Если на кресле для детей имеется обозначение ECE R44/03, значит, приспособление выполнено согласно стандартам, которые были актуальны в период 1995-2009 гг. Если же автокресло замаркировано значком ECE R44/04, то оно соответствует новой версии Европейского Стандарта Безопасности, принятого более десяти лет назад. Подобные сидения прошли все необходимые испытания по сертификации.

Знак официального утверждения – Е2 – имеет оранжевый оттенок. Цифра, находящаяся справа от буквенного обозначения и заключенная в круг, определяет страну, которая предоставила официальное утверждение (к примеру, 1 – это Германия, под номером 2 зашифрована Франция). Под этим значком размещается шесть цифр – номер официального утверждения. Вначале идут цифры 04, обозначающие серию поправок, вносимых в стандарт, далее – номер регистрации той или иной модели, подтверждающий ее соответствие сертификату европейского образца.

6. Детские удерживающие устройства и автокресла – это одно и то же?

Понятие «детское удерживающие устройство» включает в себя гораздо больше приспособлений, чем автомобильные кресла. Данный термин впервые встречается в стандарте ECE R.44/03. Речь идет о бустерах и автолюльках.

Автолюлька является удерживающим устройством группы «0». Она разработана для длительных поездок малышей, не освоивших искусство сидеть. Как правило, возраст детей в этом случае варьируется в диапазоне 6-12 месяцев. Автолюлька в конструкционном плане представляет собой элемент обыкновенной коляски. Ее крепят на заднем синении авто, используя для этого специальные ремни. Для фиксации младенца применяется широкий и мягкий ремень. Более того, в этом устройстве есть еще и дополнительная защита, окружающая голову ребенка.

Бустер – приспособление особой формы или кресло-подкладка. Необходимость в нем возникает, если в семье имеется ребенок, вес которого составляет как минимум 15 кг (до 6-ти лет). Очевидными остаются те моменты, что ни бустер, ни автолюлька не является аналогом автокресла.

7. Какое детское автокресло можно назвать лучшим?

Нельзя выделить всего одну универсальную модель автокресла, которая бы идеально подходила всем автомобилям и дарила бы чувство бы комфорта каждому ребенку, независимо от его возраста. Исходя из этого, данное приспособление подбирается для того или иного случая отдельно. При этом рекомендуется отдавать предпочтение детским креслам, которые:

  • маркированы ECE R44/04, Е2, ведь эти обозначения подтверждают их соответствие требованиям Европейского Стандарта Безопасности;
  • принадлежат группе, учитывающей индивидуальные особенности ребенка;
  • можно регулировать по наклону;
  • отлично подходят для определенной марки автомобиля.

Помимо вышеперечисленных критериев, обратить свое внимание следует и на боковую защиту устройства, а также на результаты крэш-тестов. Кстати, в России подобными испытаниями занимается издание «Авторевю».

От всех других характеристик автокресла, как правило, зависит его внешняя привлекательность.

8. Каким моментам уделить особое внимание при выборе автокресла?

Делая выбор в пользу определенного кресла для транспортировки детей в автомобиле, особого внимания заслуживают следующие моменты:

  • автокресло должно соответствовать группе, наиболее хорошо подходящей ребенку по его биометрическим параметрам. Именно поэтому прежде, чем заняться поиском идеальной для определенного случая модели, рекомендуется взвесить ваше чадо и измерить его рост;
  • маркировка изделия должна содержать надпись ECE R44/04, чтобы убедиться в том, что приспособление выполнено согласно требованиям действующего стандарта. Данная отметка свидетельствует о следующем: выбранное вами кресло прошло все необходимые испытания, предусмотренные Европейским Стандартом;
  • ребенок должен ощущать комфорт. Удобство является важной составляющей пассивной безопасности, поскольку нервозность малыша, вызванная дискомфортом, будет отвлекать водителя. Следовательно, перед покупкой автокресла желательно усадить в него маленького пассажира, ведь ему придется находиться в нем довольно продолжительное время;
  • конструкция кресел для детей (не старше 3-х лет), обязательно должна предусматривать наличие 5-ти точечных ремней, предупреждающих повреждения позвоночника и живота;
  • при наличии в устройствах внутренних ремней, отдельного внимания стоит тканевый элемент, находящийся прямо у пряжки, которая соединяет ремни в области промежности малыша. Она испытывает серьезные нагрузки при фронтальном ударе, по этой причине данный элемент должен обладать эластичностью и достаточной шириной, чтобы исключить травмирование детей;
  • в конструкции автокресла необходимы элементы, упрощающие процессы переноски и монтажа. Желательно, попробовать установить его в машину.

Выбирая подобное устройство, не лишним будет просмотреть результаты крэш-тестов, которые проводятся различными изданиями (в России этим занимается «Авторевю»).

Расположение ребенка спиной к направлению движения надежнее защищает его в процессе движения авто. Например, при фронтальном столкновении малыша сильнее вдавит в ложе. Если же кресло расположено по ходу движения, то вся нагрузка в этом случае придется на живот и грудь, при этом голова резко подается вперед, что слишком нагружает шейные позвонки.

И еще один совет: делать покупку лучше в магазинах, где представлены образцы всех пяти групп автокресел. Это позволит вам более рационально тратить средства, поскольку малышу по мере его роста потребуется как минимум два кресла.

9. Возникают ли сложности при установке кресел для детей в автомобили отечественного производства?

Оснащение автокреслом, используемым для перевозки детей, отечественного транспортного средства практически ни чем не отличается от процесса его монтажа в автомобили иностранного производства. Главное условие – наличие 3-х точечных ремней безопасности. Современные автокресла подходят даже для устаревших моделей «Лада», комплектованных неинерционными ремнями. Правда, для их установки требуется большее количество усилий.

Основные проблемы возникают вследствие нехватки ремней по длине, что не дает возможности как следует зафиксировать приспособление. Это наблюдается и у машин отечественного автопрома, и в японских моделях Toyota, Honda, Mazda, собранными в Европе. Причем, речь идет не только о легковых моделях, но и о джипах.

Единственно правильный выход в подобных ситуациях – приобрести у дилера или в фирменном СТО ремни большей длины. Чтобы исключить подобные ситуации, следует примерить выбранную модель кресла на свое транспортное средство.

10. Можно ли усаживать ребенка не на детское автокресло, а на обыкновенную подушку, пристегивая всего лишь стандартным ремнем безопасности?

Как считают некоторые родители, этот вариант вполне приемлем и является прекрасной альтернативой удерживающему устройству под названием «бустер» (проще говоря, кресло-подкладка), который рассчитан на старшую категорию детей возрастом вплоть до 12 лет. Действительно, есть ли разница между тем, ребенок сидит на специальном сидении или на обычной подушке? Ответ однозначный – разница есть.

Главным предназначение бустера является верное расположение ремней безопасности относительно ребенка. Другими словами, ремни отводятся от областей организма, важных для жизни, но при этом не перестают удерживать ребенка при движении автомобиля. Часть ремня, располагающаяся горизонтально, проходит по определенным направляющим, отчего его положение смещается от зоны желудка к тазобедренной области. Ремень, идущий по диагонали, убирается от шеи при помощи особых фиксаторов, которые оттягивают и прижимают его к груди.

Вряд ли подушка располагает подобными возможностями. Согласно статистике, в результате дорожно-транспортных происшествий риск получения ребенком травмы в специализированном сидении составляет 11 %. Без автокресла опасность травмирования возрастает до 25 %. Вероятность использования подушки вместо удерживающего устройства, особенно, для детей, не достигших 4-х летнего возраста, – самообман, который может привести к самым печальным последствиям.

11. Сколько нужно удерживающих устройств для одного ребенка, пока он не сможет без них обходиться?

Ответить определенно на поставленный вопрос нельзя. Это обусловлено тем, что в процессе логичного решения данной задачи необходимо учитывать следующие обстоятельства: разнообразие используемых колясок и образ жизни. Казалось бы, причем здесь коляски? Дело вот чем: многие модели кресел «0+» устанавливаются на их шасси, но не каждая люлька подходит на роль автолюльки.

Чтобы определить, сколько же нужно удерживающих устройств, пока ваш ребенок не повзрослеет, можно рассмотреть следующие рационально подобранные варианты.

Вариант №1

В вашей семье появился ребенок. Чтобы обеспечить для него безопасные и комфортные условий, перевозить его следует в автолюльке, как, собственно, делают многие. При этом у вас совсем не возникают сложности относительно транспортировки люльки вручную, поскольку все они снабжаются ручками. К тому же, данное устройство и малыша можно переносить последовательно, а не одновременно. У вас не возникает сомнений в комфорте малыша, более того, продолжительность поездки можно не контролировать. Таким образом, с младенцем допускается отправляться в путешествия по разным странам.

По мере взросления ребенка, когда он учится сидеть, из-за чего находиться в лежачем положении долго он больше не способен (возраст малыша – полгода-год), вы сменяете автолюльку удерживающим устройством категории «0+/1». Малышей, чей вес составляет не больше 9 кг, необходимо располагать в направлении, противоположном движению, так как детская голова в этот период весит, как половина тела, по этой причине неокрепшие шейные позвонки не способны удержать ее при резком ударе. Вы приобретаете кресло, которое предназначено для установки в двух направлениях, чтобы оно прослужило хотя бы до того момента, пока малышу не исполнится 4 года (максимально допустимый вес – 18 кг).

Еще одно автокресло, которое потребуется вашему чаду, принадлежит группе «1/2/3» либо «2/3». Отличием между ними служит наличие в первом варианте внутренних ремней. Выбор оптимальной модели зависит от индивидуальных особенностей ребенка, которого нужно измерить.

Автомобильное детское кресло категории «1/2/3» по мере роста малыша может эксплуатироваться следующим образом:

  • при помощи ремней, являющихся частью конструкции автокресла;
  • посредством трехточечных ремней авто;
  • без спинки (используется сидение-подкладка).

Удерживающее устройство категории «2/3» может применяться почти так же, за исключением первого способа.

Подсчитаем приспособления, которые требуются в данной ситуации: одна автолюлька «0» и два автокресла «0+/1» и «1/2/3» («2/3»).

Вариант №2

От предыдущего варианта этот отличается, прежде всего тем, что предпочтение родителей в данном случае отдается не автолюльке, а «бэби-кокону» – автокреслу «0+», которое обладает очевидными преимуществами:

  • в нем удобнее транспортировать малыша вручную, поэтому отправляясь в гости или по магазинам, ребенка можно нести прямо в этом приспособлении. Тем более, современные автокресла-переноски без труда монтируются на имеющиеся шасси;
  • его устанавливают на переднем сидении, предварительно отключая Airbag для пассажиров. Так, водителю будет удобно контролировать младенца, а самому малышу будет спокойнее, поскольку в поле его зрения находится родной человек;
  • ребенку в нем будет более интересно, поскольку он сможет наблюдать за постоянными изменениями картинки за окном.

Правда, такое автокресло-переноска характеризуется некоторыми недостатками:

  • ребенок может находиться в «бэби-коконе» не дольше 90 минут, поскольку мышцы младенца не способны уберечь его организм от серьезных нагрузок. Следовательно, все перемещения на автомобиле придется хорошенько распланировать;
  • сон ребенка в такой переноске будет не столь комфортным и сладким, как в автолюльке;
  • оно не предназначено для использования в качестве спального места, если вы решите отправиться куда-либо с ночевкой.

Еще одной отличительной особенностью второго варианта от первого – переход от "бэби-кокона" к другому устройству производится намного позже. Причем, ребенка пересаживают в автокресло «1» (устанавливается только на заднее сидение в направлении движения). Правда, если малыш физически хорошо развит, то его сразу садят на универсальное автокресло категории «1/2/3».

В этом случае могут потребоваться автокресла групп «0+»,«1» и «1/2/3».

При этом можно обойтись и меньшим числом устройств, удерживающих ребенка в определенном положении: автокреслами «0+» и «1/2/3».

Выбирая последний вариант, необходимо взвесить все «за» и «против». Помните, что в автокресле категории «1» ребенок может находиться полулежа, в то время как в устройствах категории «1/2/3» ему придется только сидеть.

Вариант №3

Данный вариант сочетает в себе плюсы двух предыдущих. Изначально родители приобретают и автолюльку, и «бэби-кокон». Это дает полную свободу родителям, обеспечивая попутно высокий уровень безопасности и комфорта малышу. Из этого следует, что вы можете путешествовать на автомобиле так долго, как вы этого захотите, а также у вас появляется возможность отправляться в гости или за покупками прямо с ребенком, который будет чувствовать себя превосходно.

Современные производители устройств для перевозки детей в авто предлагают потребителям не просто отдельное автомобильное кресло, а целую систему, элементы которой можно подобрать самостоятельно. В данном контексте это означает следующее: вы получаете сразу три составляющих (автолюльку, автокресло-переноску, шасси коляски). При выборе шасси следует отталкиваться от предполагаемых условий использования и ограничений типа габаритов лифта, имеющегося места для хранения, размеров багажника машины и пр.

Следующим автокреслом станет приспособление группы «1», которое впоследствии сменит устройство группы «1/2/3» либо «2/3».

В соответствии с рассмотренным вариантом нужны автолюльки и автокресла:

  • категории «0»;
  • категории «0+»;
  • категории «1»;
  • категории «1/2/3» либо «2/3».

В результате, четыре изделия, среди которых – автолюлька и «бэби-кокон».

Мы привели вам примера аргументированного выбора удерживающих устройств. Разумеется, вы вправе формировать собственные варианты.

12. Какими достоинствами характеризуются автокресла, оборудованные системой ISOFIX? Что особенного в их эксплуатации?

Относительно недавно появившийся стандарт ISOFIX, который популярен в странах Европы, разработан для жесткой фиксации автокресла на кузове автомобильного транспортного средства. Он исключает потребность в ремнях безопасности, поскольку приспособление в них не нуждается: оно входит в пазы специального крепежа, которое предусмотрено в заднем сидении авто.

Следует отметить, что подобный стандарт действует в американских странах с 2002 года под названием «LATCH».

Для обеспечения высоких показателей устойчивости некоторые модели устройств с ISOFIX комплектуются вспомогательными упорами в пол либо ремнями, фиксирующими верхнюю часть спинки автокресла.

Сегодня выпускаются разные конструкционные исполнения подобных устройств: одни из них крепятся непосредственно к кузову, другие – к предварительно установленной в автомобиле раме/платформе. Причем, на такие вспомогательные элементы вначале может устанавливаться автокресло группы «0+», а затем – группы «1», поскольку только они снабжаются креплением ISOFIX и имеют пятиточечные ремни.

Основное преимущество системы – простота, быстрота и правильность установки кресла. Эта способность является одной из наиболее важных, так как по результатам исследований дорожно-транспортных происшествий и крэш-тестов максимальную защиту ребенку можно обеспечить только при правильной установке детского автокресла.

Стандарт ISOFIX активно набирает популярность. Об этом свидетельствует тот факт, что в базовых комплектациях некоторых моделей авто предусматривается данная система. Более того, если снять детское сидение, крепеж практически не заметен и не доставляет неудобств пассажирам.

Преимущества ISOFIX:

  • обеспечивается легкость монтажа (отчасти благодаря наглядному контролю правильности крепления);
  • исключаются какие-либо смещения детского сидения;
  • гарантируется самая надежная защита среди автокресел категории «0+», устанавливаемых спиной к направлению движения.

Система неидеальна, поэтому есть в ней и недостатки:

  • при лобовом столкновении на малыша, находящегося в автокресле «1» с системой ISOFIX, наибольшие нагрузки придутся на шею – последствия жесткой фиксации приспособления к авто. Обыкновенные кресла по инерции подаются вперед за счет сильного натяжения и растяжения ремней, фиксирующих устройство при ударе. В результате этого энергия частично поглощается и ребенок чувствует уже ослабленный рывок;
  • при возникновении потребности установить кресло на сидение другой марки машины велика вероятность того, что крепеж попросту не подойдет. Будьте готовы к подобным проблемам, если в семье имеется сразу несколько автомобилей или вы получили кресло в подарок. Вся ситуация усложняется тем, что далеко не все детские кресла, оснащенных ISOFIX, устанавливаются классическим методом – посредством автомобильных ремней безопасности;
  • вес автокресел с предусмотренной системой ISOFIX увеличивается в среднем 20-30 %, если сравнивать с весом устройства, крепящегося ремнями;
  • высокая стоимость (превышает в 1,5-2 раза цену аналогов с традиционным крепежом).

В европейских странах детские кресла с креплениями ISOFIX рекомендованы для машин, успешно прошедших крэш-тесты с данной системой.